Альфа-Банк
Master Card

Культурный герой

  • 5 октября 2018 г. на аукционе Sotheby’s была продана картина «Девочка с воздушным шаром» английского художника Бэнкси (есть масса теорий, кто скрывается под этим псевдонимом, но ни одной стопроцентно убедительной). Как только аукционист воскликнул «Продано!», картина начала выползать из рамы – уже разрезанной на тонкие полоски. Оказалось, в раму полотна был встроен шредер, уничтожитель бумаг, который был кем-то дистанционно приведен в действие. Возможно, самим Бэнкси, который прокрался на аукцион под видом покупателя.

    Как вскоре стало известно, шредер в раму он встроил давно – именно на случай, если картину выставят на торги, и по первоначальному замыслу «Девочка» должна была быть разрезана целиком (что-то в механизме заело). Покупатель, впрочем, согласился заплатить за картину £1 042 000 – и точно не прогадал. В 2017 г. это граффити британцы признали самым любимым произведением изобразительного искусства в истории страны (выкусите, Тернер и Гейнсборо!). Происшествие на аукционе породило массу пародий (например, женский топик, разрезанный на полоски в районе живота, или фотоколлаж: вверху голова свиньи в раме, а внизу фарш).

    Художник дал картине новое название – «Любовь в мусорной корзине», а руководство Sotheby’s выкрутилось из положения, объявив, что впервые в истории произведение искусства было создано непосредственно в момент продажи. Конечно, это уникальный случай, когда на аукцион было выставлено одно произведение, а продано другое. И, конечно, это пример блестящей иронии Бэнкси. Так утонченно глумиться над миром, над современным искусством и над его коллекционерами способен если не гений, то как минимум человек, обладающий чрезвычайно острым и едким умом.

    Благодарим за Ваш голос!

    Перейти в следующую номинацию

    Вы уже отдали голос в этой номинации. Хотите переголосовать?

  • Илья <br />Кабаков

    Илья
    Кабаков

    Художник

    В 2018 г. Илья Иосифович Кабаков, один из основоположников московского концептуализма и (вместе с женой Эмилией, его постоянным соавтором с 1997 г.) самый титулованный и высокооплачиваемый из живущих ныне русских художников, стал и самой заметной фигурой отечественного арт-пространства.

    Монографическая выставка Кабаковых «В будущее возьмут не всех» – по сути, их ретроспектива, первая версия которой в 2017 г. прошла в «Тейт-модерн» (Лондон), – в уходящем году была показана в главных российских музеях: весной и летом – в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), с начала сентября (и до 13 января 2019 г.) демонстрируется в Новой Третьяковке.

    Выставка, как и новый документальный фильм «Бедные люди Кабаковы», показанный в эфире Первого канала российского телевидения, названы по известным произведениям Ильи Кабакова и посвящены 85-летию со дня его рождения. Пышное празднование юбилея художника, начинавшего в 1960-х как книжный график и ставшего одним из лидеров неофициального советского искусства, вылилось в масштабную государственную кампанию, в ходе которой Новой Третьяковке передали и бывшую мастерскую Ильи Кабакова, сыгравшую когда-то важную роль в истории московских нонконформистов. Помпезность юбилейных торжеств, однако, не должна заслонить реальных заслуг Ильи Кабакова перед культурой. Он вошел в историю искусства, в частности, и как изобретатель собственного жанра – тотальной инсталляции, которую художественный мир успешно эксплуатирует по сей день.

    Благодарим за Ваш голос!

    Перейти в следующую номинацию

    Вы уже отдали голос в этой номинации. Хотите переголосовать?

  • Покрас <br />Лампас

    Покрас
    Лампас

    Художник-каллиграффитист

    Покрас Лампас (изначально псевдоним Арсения Пыженкова, теперь его официальное имя), возможно, единственный из ныне живущих российских художников, кто смог собрать большую молодую фан-базу. В его инстаграме 300 000 подписчиков – не намного меньше, чем у певицы Монеточки.

    Помните, в начальной школе нас ругали за плохой почерк? Правильно ругали! Даже сегодня каллиграфия – небесполезный навык, судя по карьере 27-летнего Покраса. Направление, в котором он работает, называется «каллиграффити», то есть каллиграфия плюс стрит-арт.

    В чем секрет его популярности? Во-первых, у него действительно эффектная каллиграфия, и, чтобы оценить ее, не нужно изучать историю искусства за последние 100 лет. Потом, у него самобытная техника с неограниченным применением. Красивые буквы можно нанести на что угодно – на стену, обои, автомобили, одежду, чехол от айфона. А это открывает огромные возможности для сотрудничества.

    И последнее. Покрас – король документации. Его ролики о создании работ не хуже, чем сами работы. А умение рассказывать о себе интернету – это +100% к успешности.

    2018 год окончательно превратил Покраса в Оксимирона от современного искусства. Он первым из художников попал на интервью к Юрию Дудю. Провел первую персональную выставку в Новом Манеже. Сделал несколько больших инсталляций – на фасаде Новой Третьяковки, в одном из питерских «колодцев» и на площади перед стадионом «РЖД арена». Последняя – самая большая каллиграфия в мире.

    А еще Покрас курировал роспись торгового центра «Атриум», где годом раньше разрисовал переход. Получается, это ему москвичи должны сказать спасибо за то, что безобразная коробка на Курской превратилась в выставку мирового стрит-арта под открытым небом.

    Благодарим за Ваш голос!

    Перейти в следующую номинацию

    Вы уже отдали голос в этой номинации. Хотите переголосовать?

  • Кирилл <br />Серебренников

    Кирилл
    Серебренников

    Режиссер

    Кирилл Серебренников стал победителем в номинации «Культурный герой» год назад. С тех пор ситуация изменилась так мало, что мы могли бы скопировать сюда прошлогодний текст. Режиссер по-прежнему находится под домашним арестом и по-прежнему выпускает успешные премьеры. Культурная общественность по-прежнему ходит на суды по делу «Седьмой студии» как на работу. Разве что теперь это дело рассматривается по существу – но вызывает у присутствующих все то же ощущение дурной кафкианской бесконечности.

    На этом фоне Серебренников выпустил фильм «Лето» о Майке Науменко и Викторе Цое – на удивление легкую картину, не столько рок-биографию, сколько романтический мюзикл, в котором Ленинград 1980-х и его герои не мифологизируются и не демистифицируются, а как будто выдумываются заново. Премьера «Лета» выглядела как победа фантазии над мрачной реальностью – временная, но убедительная. Важно и то, что «Лето» попало в каннский конкурс – и Серебренников стал в глазах мирового киносообщества таким же символом внутренней свободы, как Джафар Панахи, иранский режиссер, умудряющийся выпускать фильмы в условиях запрета на профессию и показывать их на крупнейших фестивалях.

    Весной Серебренников получил «Золотую маску» за режиссуру оперы «Чаадский» в «Геликон-опере», возглавляемый им «Гоголь-центр» был отмечен спецпризом жюри с формулировкой «За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности», а церемония вручения национальной театральной премии фактически превратилась в акцию солидарности с обвиняемыми по делу «Седьмой студии».

    Осенью режиссер снова в номинантах «Золотой маски» – за «Маленькие трагедии» в «Гоголь-центре» и «Нуреева» в Большом театре; оба спектакля вышли уже во время домашнего ареста.

    Благодарим за Ваш голос!

    Перейти в следующую номинацию

    Вы уже отдали голос в этой номинации. Хотите переголосовать?

  • Семен <br />Слепаков

    Семен
    Слепаков

    Продюсер, сценарист, комик, бард

    В августе «ТНТ Premier», новый видеосервис «Газпром-медиа», стартовал с сериала «Домашний арест» от Семена Слепакова. Над этой историей Слепаков работал почти семь лет – он сценарист и продюсер этого сериала.

    Теперь Слепакова называют чуть ли не новым Гоголем. Сериал о современной России нахваливают и либеральные зрители, и консерваторы, и сами чиновники. Никита Михалков назвал «Домашний арест» лучшим фильмом года и очень талантливой работой. Посмеялся над злоключениями героев сериала премьер-министр Дмитрий Медведев: назвал коррупционеров, региональных активистов и сотрудников ФСБ в «Домашнем аресте» очень узнаваемыми «типажами».

    Для Слепакова это первая большая работа, где он так откровенно рассказывает о политике и власти. Он много лет работает сценаристом и резидентом Comedy Club, был автором и продюсером двух развлекательных проектов канала ТНТ – шоу «Наша Russia» и сериала «Универ».

    Слепаков регулярно набирает миллионы просмотров в своем канале на YouTube на шуточных песнях, где высмеивает чиновников, акционеров «Газпрома», милиционеров-коррупционеров и даже Рамзана Кадырова. Высмеивает очень даже язвительно, но не обидно. И его «Домашний арест» из той же песни. До выхода сериала невозможно себе было представить, что федеральный телеканал выпустит проект (пусть даже пока только в интернете), где без оглядки на начальство и плакатный патриотизм так точно покажут радостно ворующую, бесконечно врущую, слегка бестолковую, но родную страну. Это умение Слепакова откровенно рассказать о страшном и больном, но не обличать и ненавидеть, а смешить и принимать – редкий дар.

    Благодарим за Ваш голос!

    Перейти в следующую номинацию

    Вы уже отдали голос в этой номинации. Хотите переголосовать?

  • Русский <br />рэпер

    Русский
    рэпер

    Преследуемый властями музыкант

    Их можно не слушать, но уже нельзя игнорировать.

    Прошлой осенью рэпер Oxxxymiron выступал в «Олимпийском», о его батле с рэпером Гнойным рассказывали на «Первом канале», где предположили, что русский рэп – это новый русский рок.

    Этой осенью Oxxxymiron выступает на концерте «Я буду петь свою музыку» вместе с Noize MC и Бастой в защиту рэпера Хаски, которого краснодарский суд арестовал на 12 суток после выступления перед фанатами с крыши автомобиля. Концерты Хаски, Элджея, Фейса и других исполнителей отменяют во многих городах, а арест становится последней каплей, которая заставляет Oxxxymiron, Noize MC и Басту использовать весомость своих песен. Незадолго до начала концерта Хаски освобождают.

    Почти две недели спустя рэперы Птаха и Жиган, которого когда-то называли «любимым рэпером президента», решают разобраться, на каком основании отменяют концерты рэперов, и отправляются за объяснениями «наверх». На встрече с депутатами в Думе Жиган тоже говорит про русский рок. Он предупреждает: «Заклеивая нам рот пластырем, вы сделаете эту музыку культовой. И когда она будет под запретом, как в свое время была группа «Кино», она станет по-настоящему культовой, и тогда это может стать по-настоящему опасным прецедентом для каких-то действий. Поэтому лучше идите на компромиссы какие-то и давайте поддержку молодым исполнителям».

    И вот уже чиновники стали предлагать самым талантливым исполнителям гранты и называть отмену концертов «глупостью».

    Но отмена концертов Хаски, Элджея, Фейса, а также «Френдзоны», IC3PEAK и даже Монеточки – свершившийся факт официального гонения. Гонимым в нашей стране всегда хотя бы немного сочувствуют, а воспоминания о том, как запрещали рокеров, еще очень свежи. Из тех, кого нужно преследовать, музыканты неуклонно превращаются в тех, за кем нужно следовать.

    Благодарим за Ваш голос!

    Перейти в следующую номинацию

    Вы уже отдали голос в этой номинации. Хотите переголосовать?